Граждане Херсонеса

Экономические и культурные связи Херсонеса и Эгейской Греции в V-II вв. до н.э.

Уже почти два столетия продолжаются археологические раскопки Херсонеса Таврического, единственной эллинской колонии в Северном Причерноморье, в основании которой принимали участие греки-дорийцы. Но, несмотря на упорные изыскания и оживлённые дискуссии исследова­телей, многие проблемы его истории и в настоящее время остаются нерешёнными или же недос­таточно разработанными. Среди них можно назвать проблему экономических и культурных связей между Херсонесом и городами Эгейской Греции в доримский период. Неоднократно учёные сето­вали на скудность письменных источников по античному периоду истории города, и именно по­этому с особой тщательностью и вниманием нам стоит обратиться к данным археологии. Тем бо­лее, постепенно в научный оборот вводятся материалы как прошлых, так и последних лет раско­пок, а это, в свою очередь, даёт нам новую пищу для размышлений об истории Херсонеса дорим-ского периода.

В данном исследовании мы сделаем попытку кратко представить 2 археологических ком­плекса из северо-восточного района города, а также некрополя V-I вв., и на основе их анализа ре­конструировать направления внешней торговли и культурные связи херсонеситов с Эгейскими центрами:

—  комплекс V в. до н.э. из раскопок в квадрате II-Б базилики «Крузе» (раскопки С.В. Ушакова 2011 г.);

—  колодец эллинистического времени в III квартале (раскопки А.В. Сазанова 1989 года). Находки из некрополя Херсонеса доримского времени включают в себя амфоры, чернолаковые сосуды, керамику ионийского типа, терракоты, украшения из металла и камня. Импортные амфоры представлены продукцией таких центров: Абдеры (?) – 1 шт. кон. VI – нач. V вв. до н.э.; Самос и «круг Самоса» – 5 шт. совокупно датирующиеся от кон. VI до первой половины IV в. до н.э.; Хиос – 2 шт. типа IV-В по С.Ю. Монахову конца V в. до н.э. и 8 шт. «колпачковых» первой – начала 3/4 IV в. до н.э.; амфоры Менды – 2 шт. первой трети и третьей четверти IV в. до н.э.; Парос – 1 шт. с клеймом ПАРЮЫ первой половины III в. до н.э.; неустановленные средизем­номорские центры – 9 шт. датируются 4/4 V в. и нач.- сер. IV в. до н.э.. Выборка чер-нолаковых сосудов была дополнена и передатирована С.Ю. Монаховым и Р.В. Стояновым. Как отмечает Р.В. Стоянов, расписная и чернолаковая столовая керамика составляет около 50% всего керамического комплекса. Сосуды V-IV вв. до н.э. принадлежат преимущественно аттическим мас­терским, а экземпляры более позднего времени относятся к различным малоазийским и остров­ным центрам. Чернолаковая керамика представлена различными группами сосудов: килики, кан­фары, кубки-канфары, одноручные чаши, солонки, чаши с рельефным орнаментом, блюда, гутту-сы, среди одиночных находок можно отметить чашу с сетчатым орнаментом II в. до н.э. и ойно-хойю середины-третьей четверти IV в. до н.э. Как отмечает Р.В. Стоянов, основная масса сосудов относится к IV-III вв. до н.э., экземпляры V в. и рубежа вв. до н.э. немногочисленны. В V-IV вв. среди погребального инвентаря превалируют сосуды для питья, а с III в. их сменяют блюда и со­лонки. Встречены ионийские кубки, кувшины, сосуды для масла и чаши рубежа VI-V вв. до н.э. На данный момент локализация и атрибуция этой группы керамики пересматривается и пока окончательно не установлена. Среди инвентаря некрополя эллинистической эпохи встречаются терракоты местного, аттического и малоазийского происхождения. Часть ювелирных украшений, найденных в захоронениях происходит из Аттики. Погребальный инвентарь из некрополя интере­сен тем, что он характеризует торговые связи Херсонеса начиная с самого раннего этапа сущест­вования города и на протяжении всего эллинистического периода.

В полевом сезоне 2011 г. при раскопках базилики «Крузе» под рук-вом С.В. Ушакова в цен­тральном нефе под стеной античного времени в скальном углублении были обнаружены остатки слоя V в. до н.э. (В настоящее время эти находки обрабатываются и готовятся к публикации). Он содержал в себе фрагменты амфор, парадной и простой столовой посуды, а также посуды так на­зываемого «ионийского» типа. Амфоры представлены такими центрами: Хиос (1 шт. – вариант III-В по С.Ю. Монахову, 80-70 гг. – кон. второй четверти V в.; 2 шт. – позднепухлогорлые амфоры с вы­раженным перехватом третьей четверти V в.); Фасос (5 венцов и 2 ножки второй четверти-последней трети V в. до н.э.); также представлены амфоры Менды пифоидного типа (2 венца) и предположительно Самоса (1 венчик). Фрагментарно сохранилось горло и ручка сероглиняной лесбосской амфоры второй половины V века. Некоторые находки простой столовой керамики можно отнести к продукции аттических мастерских. Чернолаковая керамика представлена не­сколькими группами: скифосы, килики, крышка леканы и массивный поддон рыбного блюда. Сово­купно сосуды датируются первой половиной-серединой V столетия. Интересен фрагмент распис­ного аттического канфара группы St. Valentin 3/4 V в. до н.э. Несколькими экземплярами представ­лена керамика ионийского типа, это фрагмент тулова грибовидного сосуда, чаши и одноручные чаши килики. В Ольвии сосуды этой группы датируются первой четвертью или всей первой поло­виной V в. до н.э.. Таким образом, весь комплекс мы можем датировать серединой-3/4 V столетия до н.э.

В 1989 г. раскопками под руководством М.И. Золотарёва в III квартале был выявлен колодец «К-4» античного времени. Его раскопками руководил А.В. Сазанов. Глубина колодца составляет 6,60-6,80 м. Засыпь состояла из 5 слоёв, наиболее ранний датируется серединой-третьей четвер­тью IV в. до н.э., самый поздний – первой половиной IV в. н.э.. Нас особо интересуют на­ходки из слоёв эллинистического времени (слои 3-5). Эти слои содержали многочисленные фраг­менты амфор Синопы, Гераклеи, Фасоса, Херсонеса, в значительно меньшем количестве пред­ставлена тара Книда, Родоса, Хиоса, Пепарета. В более раннем (5 слое) отсутствуют амфоры Книда, Родоса и Пепарета, превалируют же амфоры Фасоса и Гераклеи. В слое 3 чернолаковая керамика представлена традиционными группами: канфары, килики, унгвентарии, рыбные блюда, тарелки второй половины III в. до н.э.. В слое 5 найдены канфары, килики, рыбные блюда, гуттус, а также солонки, светильник, совокупно они датируются серединой – 3/4 IV в. и 2 фрагмента распис­ных сосудов (4/4 V – 70-е гг. IV вв. до н.э.). Эллинистические слои заполнения колодца содержат материалы в основном эллинистического времени (амфоры, чернолаковую, простую столовую и кухонную посуду), исключение составляют лишь 2 фрагмента расписной керамики. Амфоры, пред­ставляют разнообразие центров (Родос, Книд, Фасос и Хиос), которые заметно уступают таре из Южно-Причерноморских центров (Синопе и Гераклее Понтийской, за исключением амфор Фасоса, которые в раннем слое занимают первое место по числу фрагментов).

Таким образом, на примере 2 комплексов классического и эллинистического периодов, а также материала некрополя доримского мы видим, что в Херсонесе V в. представлены амфоры Абдер (?) Фасоса, Самоса, Хиоса, Менды, Пароса, Лесбоса; простая и парадная столовая посуда аттического производства, место производства керамики ионийского типа пока остаётся неизвестным. В Херсонесе IV-III вв. до н.э. также встречаются находки амфорной тары Фасоса, Хиоса, и появляются амфоры Кни-да, Родоса, Пепарета, Пароса. В III в. амфоры из Гераклеи Понтийской и Синопы значительно прева­лируют над амфорами островных центров, также как и чернолаковая керамика малоазийских и ост­ровных центров выходит на первое место по отношению к аттической продукции. Таким образом, ма­териалы Херсонеса хорошо отражают те изменения в экономической и культурной жизни Северного Причерноморья, которые произошли в результате снижения роли Афин в деле объединения Греции, походов Александра Великого и появления нового, в своём роде единого, эллинистического мира.

Posted in  | Tagged 

Источник 


   
Войдите через свой аккаунт: Вконтакте  Facebook  Яндекс  Google  Mail.ru  OpenID