Граждане Херсонеса

Присяга граждан Херсонеса


На картине — сцена принятия присяги в древнем Херсонесе.
Художник — В. Воскресенский

Клянусь ЗевсомГеейГелиосом, Девоюбогами и богинями Олимпийскими и героями, кои владеют городом, землей и укреплениями херсонеситов:

* Я буду единомыслен относительно благосостояния города и граждан и не предам ХерсонесаКеркинитиды, Прекрасной Гавани, прочих укреплений из области, которою херсонеситы владеют или владели. Ничего никому – ни эллину, ни варвару, но буду охранять для народа херсонеситов;

* не нарушу демократии и желающему предать или нарушить не дозволю и не утаю вместе с ним. Но заявлю демиургам, правящим в городе;

* буду врагом злоумышленнику и предателю или склоняющему к падению Херсонес, Керкинитиду, Прекрасную Гавань или укрепления и область херсонеситов;

* буду служить демиургом и членом совета как можно лучше и справедливее для города и граждан;

* и ΣАΣТНРА народу охраню и не передам на словах ни эллину, ни варвару ничего тайного, что может повредить городу;

* не дам и не приму дара во вред города и сограждан;

* не замыслю никакого неправедного деяния против кого-либо из граждан и никакому злоумышленнику не дозволю, и не утаю вместе с ним. Но заявлю и на суде подам голос по законам;

* не вступлю в заговор ни против общины херсонеситов, ни против кого-либо из сограждан, кто не объявлен врагом народу;

* если же я с кем-либо вступил в заговор, связан какой-либо клятвой или обетом, то нарушение да будет лучше для меня, а не нарушение – обратное;

* и если я узнаю о каком-либо заговоре, существующий или составляющийся, то заявлю демиургам;

* и хлеба не буду продавать и вывозить с равнины в другое место, лишь только в Херсонес.

Зевс, Гея, Гелиос, Дева и боги Олимпийские, поддерживающие меня в этом, даруют благо мне самому и роду моему, а не выполняющему – зло мне самому и роду моему, пусть тогда не приносит мне плода ни земля, ни море, женщины не рождают прекрасных детей и да не…

___________________
Присяга содержит сведения о государственном строе Херсонеса (основными органами управления были Совет и Народное собрание) и о границах государства, в которое тогда входили, кроме Херсонеса, Керкинитида (на месте современной Евпатории), Прекрасная гавань (современный пгт. Черноморское), ряд укреплений и земель на западном берегу Крыма и ближайшая сельскохозяйственная территория (хора) на Гераклейском полуострове. В присяге, имевшей характер клятвы, кроме обычной триады богов (Зевса, Геи и Гелиоса), названа богиня Дева — главная покровительница города и государства. Важным для экономики и торговли Херсонеса было указание: свозить хлеб с равнины только в Херсонес. Присяга, видимо, была принята после острой политической борьбы и восстановления временно утраченной демократии. Поэтому граждане клянутся охранять демократический строй от любых посягательств, бороться с заговорами, верно служить народу, оберегать границы как от эллинов, так и от варваров. Значение слова ΣАΣТНРА («састер») остается неясным.

Дамиург (демиург) – должностное лицо высокого ранга. Место и функции в государственном управлении Херсонеса точно не выяснены, но должность носила политический характер.

Плита из белого мрамора, украшенная вверху карнизом и фронтоном. Найдена на центральной площади города, около Владимирского собора, верхняя и нижняя части — в 1890 г. и в 1891 г., небольшой фрагмент — в 1899 г. Присягу многократно переиздавали и комментировали в отечественной и зарубежной литературе. По мнению большинства исследователей она датируется началом III века до н.э.

размеры:
высота 1.39 м
ширина 0.38 — 0.42 м
толщина 0.11 — 0.13 м

Плита из белого мрамора, украшенная вверху карнизом и фронтоном. Найдена на центральной площади города, около Владимирского собора, верхняя и нижняя части - в 1890 г. и в 1891 г., небольшой фрагмент - в 1899 г. Присягу многократно переиздавали и комментировали в отечественной и зарубежной литературе. По мнению большинства исследователей она датируется началом III века до н.э.

Граждане Херсонеса

предлагают интернациональному и межконфессиональному  Городу-Герою обсудить и поддержать, возвращение плиты «Присяга граждан Херсонеса»* на прежнее место, в почете и величии (колба-павильон, сталь, стекло, подсветка ,перевод на языки, пионеры, присяги, награждения, туристы…) ментально-смысловая составляющая которой призвана способствовать формированию Гражданско-общественного патриотизма и сплочению созидательных сил, под сенью науки и просвещения, во благо улучшения комфортности среды обитания и отдыха рядового гражданина, гуманизации общества.

 

  • Среда обитания — одно из ключевых понятий в жизни каждого. Она объединяет нас вне независимости от национальностей, идеологических и религиозных предпочтений.
  • Именно поэтому — приоритет общественного внимания, должен быть направлен на улучшение комфортности и безопасности среды обитания и отдыха для каждого гражданина и всего сообщества в целом, путём созидания и развития гуманитарных, культурных, научных направлений.
  • Путь созидания и позитивного мышления — это одно из ключевых условий для устойчивого, всестороннего и гармоничного развития общества, отягощенного социальным расслоением и напряжением, дисбалансами, нравственной деградацией, идеологическими, межнациональными и религиозными противоречиями. Мы формируем среду — среда формирует Нас.

 

*в тексте присяги Граждан Херсонеса упоминание святых, обожествляемых сущностей и понятий, согласуется в соответствии с индивидуальным воззрением, предпочтением и представлениям святости по духу и совести присягающего.