Граждане Херсонеса

Античный «мусор» под нож бульдозера

Обыденность, с которой респектабельные граждане нарезают под свои нужды землю вокруг Херсонеса, поражает цинизмом даже экспертов, которые ведут учет крымских дерибанов и насмотрелись всякого. Как безнаказанно урвать кусочек национального достояния Украины, узнавал еженедельник «Крымский ТелеграфЪ».

 Херсонес. Тут были археологические раскопки мирового значенияСтроить можно осторожно

Собственно, никакого скандала бы и не произошло — строительство в историческом ареале античного города, как оказалось, нарушение не столь уж и вопиющее. По крайней мере, судя по количеству строительных объектов вокруг Херсонеса, имея влияние и деньги, отгрохать виллу с видом на руины древнего поселения — вопрос лишь времени.

Проблема в том, что территория Национального заповедника «Херсонес Таврический» не имеет четких границ. Из пятисот гектаров археологически ценных земель госакты оформлены только на 43 га. Остальные относятся к так называемой Херсонесской хоре — территории древнегреческого полиса. На большей части этих земель раскопки не ведутся, однако застраивать их разрешают только при согласовании с департаментом охраны культурного наследия (письмо департамента № КО-358 от 6 апреля 2012 г.). Как выяснилось значительно позже, застройщик не имел такого согласования при рытье котлована под фундамент двадцатиэтажного отеля. И по этому поводу особо не расстраивался, потому что в строительном бизнесе бумажек много, а результат один — введенный в эксплуатацию очередной объект.

Все включено

Так начиналась и путаная история нынешней стройплощадки ЧП с символичным названием «Прогресс» в охранной зоне исторического заповедника. С неизменными в таких случаях атрибутами — группой высокопоставленных лоббистов в городской администрации и хорошо «смазанными», давно обкатанными процедурами всевозможных землеустроительных, архитектурных и прочих согласований.

Говорят, что собственник ЧП «Прогресс» начинал свою коммерческую деятельность с «кидалова» тогда еще госпредприятия «Балаклавское рудо­управление», но сумел избежать уголовной ответственности, а на вырученные деньги, коих, по слухам, было не меньше трех миллионов долларов, выстроил под городом гостиничный комплекс. Там-то вдруг и стали замечать отдыхающих от тягот государственной службы высокопоставленных должностных лиц и генералитет правоохранительных органов. Для вип-друзей он, говорят, даже ввел систему «все включено».

И они ответили щедрому предпринимателю тем же — включили зеленый свет его амбициозному плану выстроить двадцатиэтажную гостиницу прямо над Херсонесом — с паркингом, казино и закрытыми пляжами для клиентов отеля.

Нюансы — для слабых

В 2000 году переданные городу Черноморским флотом земли запаса тогдашний мэр Леонид Жунько передает в пятилетнюю аренду ЧП «Прогресс» под малоэтажное строительство коттеджного типа (распоряжение СГГГА № 247р от 11 февраля 2000 г.). Уже в следующем году все тот же Жунько вносит в свое распоряжение два едва заметных изменения — срок аренды продлевается на четверть века и назначение участка тоже трансформируется — из малоэтажной застройки в рекреационную (распоряжение СГГА № 2991р от 29 декабря 2001 г.).

Сам Жунько свои действия объясняет отнюдь не дружескими связями с учредителем ЧП «Прогресс», а исключительно легитимностью их планов.

Леонид Жунько, экс-глава Севастопольской городской государственной администрации:

«Выдавая разрешение на разработку проекта землеотвода, я руководствовался законом. Не было оснований для отказа… Если б мы объявили всю Хору заповедной, то Севастополя не было бы вообще».

Несмотря на заявленную «законность» грандиозного проекта, процедура всевозможных согласований затягивается аж до 2008 года. На этом этапе наибольший интерес вызывают такие «легитимные» (по мнению Жунько) нестыковки, как, например, смена целевого назначения участка распоряжением исполнительного органа, хотя данный вопрос должен был проходить рассмотрение на сессии севастопольских депутатов.

Чиновников всевозможных инстанций данное расхождение с буквой закона особо не смутило. Равно как и заключение сектора экологической экспертизы, в котором было указано, что высотное здание строится в оползне- и обвалоопасном районе, а выбросы окиси углерода от котлов гостиницы в рекреационной зоне будут более чем в четыре раза превышать предельно допустимую концентрацию.

Между тем через базу Госуправления экологии данная экспертиза не проходила, структурное подразделение указано неправильно, выводы отпечатаны не на фирменном бланке, а подпись начальника на документе мало похожа на настоящую. Однако экологи не возражали. Не возражали также городской архитектор, землеустроители, бывший руководитель заповедника «Херсонес Таврический» да и нынешний — все тот же Леонид Жунько. Тем не менее ставить в известность Министерство культуры о грядущем строительстве он не стал. Впрочем, как и застройщики. Те вообще оказались на редкость забывчивыми — на земляные работы, как потом выяснили городские депутаты, разрешения у них не имелось. И все же в начале 2008 года к строительству приступили.

На костях римлян

Однако в данном случае нашла коса на камень, а точнее — бульдозерный ковш на каменную плиту уникальной гробницы. Прибывшие археологи заповедника обнаружили в десяти метрах еще одну гробницу. Оба склепа ученые относят к дохристианскому периоду древнего Херсонеса.

Причем уникальность одной из гробниц заключается в двухкамерном устройстве и росписи на стенах. Из нескольких тысяч открытых археологами захоронений этот склеп оказался четырнадцатым, в котором обнаружились фрески. 

Андрей Филиппенко, научный сотрудник отдела музеефикации заповедных территорий:

«Камера была оштукатурена и покрыта фресками. Судя по сюжетам, это сцены охоты, изображения кустов и деревьев. Очень интересно выполнена конструкция входа — специально по дну ямы идет паз, который с помощью рычага поднимал входную плиту».

По мнению ученых, склеп принадлежал семье богатых херсонеситов — скорее всего, римлян. Он датируется приблизительно вторым веком нашей эры. Помимо останков погребенных, ученые обнаружили в склепе несколько римских монет, черепки керамики и фрагмент золотого изделия.

Зимой 2009 года, когда встал вопрос о консервации стройплощадки и перемещении обнаруженных склепов на территорию заповедника за свои средства, добропорядочные застройщики выкинули неожиданный финт — сравняли археологические ценности мирового значения с землей и вырыли на их месте котлован под строительство своей гостиницы.

Заминочка вышла

По сути, дальше котлована проект отеля с видом на руины акрополя и Карантинную бухту не продвинулся. То ли сказался подоспевший к тому времени финансовый кризис, то ли общественный ажиотаж вокруг разрушенных склепов испортил отношения с влиятельными покровителями, которые обеспечивали зеленый свет на всех этапах согласований и уточнений.

Люди, владеющие обстановкой в сфере севастопольской недвижимости, склоняются ко второму варианту с оговоркой, что «крышу» владелец будущей гостиницы потерял не за «причуды» с какими-то склепами под Херсонесом, а за совсем другие проступки — выдавал себя за друга очень влиятельного чиновника из Киева и «приторговывал» от его имени креслами в министерствах и других «злачных» ведомствах.

Косвенно подтверждает эту версию и письмо от первого заместителя прокурора города Севастополя, в котором сообщается, что в начале 2009 года прокуратура вдруг решила провести проверку строительства и нашла явные нарушения земельного законодательства, а именно самовольное занятие городских земель рекреации на площади 0,3 гектара (исх. № 07/4-170/10-354 от 25 февраля 2010 г.).

Никто так и не ответит?

А вот за разрушение уникальных памятников античной культуры никто никакой ответственности не понес. Более того, факт уничтожения национального достояния ответственными должностными лицами был воспринят вяло и безо всякого желания хотя бы взыскать ущерб.

По информации руководителя общественной организации «Карантинная слобода» Алексея Шестаковича, после обследования стройплощадки было установлено, что на всей территории имеется котлован, уничтоживший подземные сооружения Херсонеса. На акте визуального обследования, копия которого имеется в редакции газеты «Крымский ТелеграфЪ», стоит подпись главного специалиста отдела по вопросам охраны культурного наследия и перемещения культурных ценностей Даниила Костромичева. А значит, вандализм застройщиков обрел статус официального заключения.

Однако, как следует из ответа главного распорядителя украинских ценностей, директора департамента культурного наследия и культурных ценностей Министерства культуры Украины Андрея Винграновского, «выявленные при проведении осмотра факты будут учтены в дальнейшей работе департамента». И ни словом более.

Сегодня контактное лицо на стройплощадке — Виктор Лелеко, директор фирмы «Транс-Инвест», род деятельности которой — поиск инвестора под замороженную стройку, а юридический адрес его фирмы соседствует с юр­адресом ЧП «Прогресс». В разговорах с общественниками Лелеко не скрывает уверенности, что в июне инвестор будет найден и строительство гостиницы непременно возобновится.

 

Юрий АНДОЧКИН
Фото Архив «КТ»
Материал опубликован в газете «Крымский ТелеграфЪ» № 185 от 15 июня 2012 год


   
Войдите через свой аккаунт: Вконтакте  Facebook  Яндекс  Google  Mail.ru  OpenID